Жертва Авраама

Когда Исааку исполнилось 25 лет, а Аврааму соответственно было 125 лет и 115 – Сарре, Бог в восьмой раз явился Аврааму и сказал: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22: 2).

Фото 1.jpg
Р. Ляйнвебер. «Жертвоприношение Авраама»

Кто был Исаак для Авраама? Он был не только сыном. Исаак был воплощением надежды и плодом веры Авраама, он был частью, звеном великого Божьего плана, ради которого Авраам покинул свою родину. Еще в Уре Халдейском сказал Господь Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Быт. 12: 1–2). Более 30 лет странствий по чужой земле. Наконец от неплодной Сарры рождается Исаак и растет 25 лет. И вдруг Бог просит отдать единственного сына. Это была самая тяжелая жертва, которую можно было потребовать от Авраама.

«Кто этот Бог?! Что это за Бог, который издевается над Своим созданием?!» Так мыслим мы. Отчаяние, гнев, ропот, плач, злоба на Бога – чего только нет в нашем сердце при испытаниях. Но не таково сердце верующего, любящего Своего Бога.

Мы можем подумать, что Авраам был настолько свят, что ему не жалко было сына, что он отдал его без печали, без всякой задней мысли. Но если бы сын не был частью сердца отца, то и жертва, дар были бы умалены. Богу не нужны экзальтированные верующие, Ему нужны наше сердце, наша человечность, наше свободное произволение. Иначе какая это любовь?

Какие муки претерпело сердце Авраама, мы не знаем. Он любил своего сына больше, чем себя, но еще больше любил Бога. Авраам верил: если нужно, Бог воскресит Исаака. Страх потерять любимого сына был перекрыт верой в Бога, с помощью Которого только и можно вновь обрести сына. Авраам всегда верил словам Бога, которые множеству других людей на земле показались бы неосуществимыми.

Фото 2, превью.jpg
М. Стомм. «Жертвоприношение Исаака»

Когда Авраам уже занес нож, чтобы заколоть сына своего, «Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22: 11–12). В лице Авраама и все человечество как бы принесло в жертву самое дорогое Самому Дорогому. Авраам показал, что человек может верить, может любить, способен на подвиг самоотречения. В жертвенном подвиге Авраама и Исаака отражались отблески будущей Жертвы Бога Отца и Бога Сына, прообразование Голгофской Жертвы.

Авраам показал, что человек может верить, любить, способен на подвиг самоотречения

Последние дни, предательство и смерть Спасителя были для Его учеников настоящим испытанием. Да и вообще, предательство и казнь(!) Бога до сих пор многих не только смущают, но и не пускают на порог Церкви. Казнь Бога – абсурд. Еще и Бог-Отец Сам посылает Сына на страдания.

Последняя неделя перед Пасхой подталкивает нас провести ревизию нашей веры, пересмотреть качество нашей веры: как мы верим и вообще во что или в кого мы верим?

Последние дни Спасителя на земле. События каждого из этих дней – вызов нашей вере. Что мне нужно от этой жизни? Кто для меня Бог, что мне от Него нужно? И нужен ли Он мне?

Плоды веры на земле не в том, что пропадают скорби, страдания. Разве не было их у Авраама, человека с величайшей верой? Бездетность, опасности от окружающих чужих народов, иногда стычки с ними, постоянное кочевничество, жизнь в шатрах.

Археологи, проводя раскопки в Уре Халдейском, реконструировали дом Авраама. Это порядочный кирпичный дом, в котором могло жить его семейство. Но Бог позвал, и Авраам с семьей покидает дом и всю оставшуюся жизнь странничает в чужой земле, как кочевник.

Фото 3.jpg
Й.Мольнар. «Исход Авраама»

Авраам пошел за Богом не ради скорых удобств, хорошей спокойной жизни, а ради земли обетованной, ради обещаний Божиих, которые должны были сбыться даже не при жизни Авраама. И более, Бог говорит, что и его потомки будут скитаться и потом еще 400 лет будут в порабощении у другого народа, прежде чем войдут в землю обетованную. То есть Авраам знал, что на земле не увидит обетования, но все же скитался ради будущего своих потомков и твердо верил, что оно будет.

И мы приходим к Богу, в Церковь не ради земного, хотя и его Бог может устроить, но ради будущего Царства. Скитаемся и терпим на этой земле, утешаясь и веруя, что получим заповеданное.

Исаак – это и образ нашей души, нашей жизни. Господь говорит в Евангелии: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 35). Если мы готовы пожертвовать своим «Исааком», удобством, привязанностями, желаниями, наконец, где-то и своей жизнью ради Бога, то Он даст нам большее – Свое Царство. А если будем беречь свою душу, свою жизнь, комфорт, тогда, как иудеи, когда Бог дает нам блага, будем с ветвями вербы восклицать «Осанна!», а в дни скорбей и испытаний с ними же кричать «Распни Его! Какой это Бог, если Он не дает нам спокойно жить?!»

Но есть еще один смысл в испытании Авраама: показать нам, чтобы мы хотя бы отчасти представили, каково было Богу Отцу отдавать Своего Единородного Сына на унижение и растерзание людям, которые не любят Его, не ценят Его любовь, не хотят знать Его.

Фото 4.jpg

В отличие от Исаака, Господа все-таки заклали, как жертвенного агнца. Эту Жертву мы вспоминаем особо на Страстной седмице, но и на каждой литургии перед нами разворачиваются события жизни Спасителя, и «Жертва тайная совершена дориносится». Но эта Жертва спасительная, за которой грядет Воскресение не только Господне, но и наше. Постараемся хотя бы в эти дни проникнуться жертвой Небесного Отца, Его неизмеримой любовью и достойно, с благодарностью принять в Дарах Его возлюбленного Сына. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить