Божественная литургия – дар Святого Духа людям

9 мая 2019 года отошел ко Господу духовник афонского монастыря Симонопетра архимандрит Эмилиан (Вафидис), один из самых известных и авторитетных афонских подвижников современности и духовных писателей.

Публикуем одну из проповедей отца Эмилиана – в напоминание всем нам о том пути, которым он шел ко Христу.

1. Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис).jpg
Архимандрит Эмилиан (Вафидис)
Если мы считаем Бога своим Отцом и верим в это, тогда и Церковь, особенно во время богослужения, признаем своим домом. Мы приходим, уходим, радуемся, осеняем себя крестным знамением, зажигаем свечи, иногда можем и поговорить о чем-то, и всякий понимает, что православный человек воспринимает храм как дом. Свой собственный дом. А приходящих в него людей – как свою семью. Ибо наша семья – это не только один, два, три или сколько бы то ни было у нас детей. Это все мы: и тот, кто справа, и тот, кто слева, и даже тот, кто всерьез еще не задумался о Боге, не отважился признать, что чувствует внутри себя зов, благодаря которому стремится приоткрыть окошко в Небо и услышать ответ Бога, но в смущении отдаляется. Литургия – это наша семья, наше собрание, наш дом. Вместе с нами – и с вами, и с теми, кто сегодня не пришел в храм, и с грешниками, и с умершими – соприсутствуют и те, кто сейчас находится в аду, и, быть может, здесь они вспоминают о Боге. Молитвы Церкви, поминовения на Божественной литургии – кто знает, скольким из них это поможет, возведет из их ада и избавит вечной муки. Все это наш дом. Вот такой у нас, верных чад Церкви, огромный дом.

Мы приходим в церковь, к себе домой, и искренне радуемся. Это есть величайшая привилегия, которая дается каждому христианину. Здесь мы живем по благодати Божией. Глубоко переживаем спасение, полученное за искупительное дело Бога, великого Первосвященника. Христос живет для нас, пророчествует и воздевает Свои руки к Небесному Отцу. Один раз Он пролил Свою Кровь, один раз вошел во Святая святых и с того дня не престает молить святых, и прежде всех Божию Матерь, о ходатайстве пред Небесным Богом о нас, о наших сердцах, прегрешениях, страданиях, жизненных разочарованиях. Однажды Он взошел на Небо и «всегда» там пребывает, не покидая трона, на который навсегда воссел одесную Отца (см.: Евр. 10: 12). Наш приход в храм и присутствие на Божественной литургии не есть некая случайность. Это не то, про что можно сказать: чепуха, приду завтра или послезавтра. Каждая литургия уникальна. Мы идем к Нему, к Тому, Кого возлюбили, к даровавшему нам жизнь Христу.

Когда мы приходим в храм, мы поднимаемся и входим во Святая святых, на Небеса
Но где же Христос? Он здесь и повсюду. Основное место Христа, второго Лица Божества, – одесную Небесного Отца (см.: Мк. 16: 19; Евр. 12: 2), во Святая святых. Поэтому не думайте, что когда мы приходим в храм, то мы просто приходим, а потом уходим, а затем снова возвращаемся. Нет. Мы поднимаемся и входим во Святая святых, на Небеса. Как когда открывается завеса на царских вратах и появляется Христос, выносится Святая Чаша, так и для нас отверзаются Небесные врата и заходим мы, грешники. Каждый раз на литургии мы совершаем восхождение в Горний Иерусалим. Вы представляете, какого величия достигают наши души? И мы восседаем одесную Отца и принимаем честь от чести нашего Христа и от честной Плоти Господа Бога нашего (см.: Еф. 2: 6).

Находясь в церкви, мы прорубаем ход от земли до Неба. Мы раздвигаем звезды, оставляем ангелов за собою и поднимаемся туда, где пребывает Святая Троица. Это таинство нашей Церкви. Мы видим хлеб и вино. И нет среди нас человека, который не верил бы в то, что это Христос. Мы осязаем хлеб и вино, но разве кто-то из нас не верует, что это Тело и Кровь Самого Христа?

Вот какое таинство совершается сейчас! Мы видим, что стоим перед иконами, друг рядом с другом. Заблуждение! Ведь это таинство, и на самом деле мы не здесь. Мы там, наверху, над ликами святых, вместе с ангельскими воинствами, вместе с шестикрылыми серафимами, которые перемещаются столь быстро для нашего научения, чтобы и мы денно и нощно устремлялись ко Христу вместе с многоочитыми херувимами, чтобы навыкли наши собственные глаза открывать Христа. Вот в этом и заключается таинство нашей Церкви.

Чтобы нам лучше усвоить, представим себе: если мы хотим отправиться в поход и взойти на высокую гору, что мы делаем? Берем с собой снаряжение, еду, обувь, посохи и все, что может понадобиться в путешествии, мы проверяем свое здоровье, одним словом, ведем подготовку. Во время сборов мы неожиданно для себя обнаруживаем, что уже находимся на вершине. Происходит нечто подобное и в храме. Хотя мы только еще готовим свои сердца для Небес, но, приходя в церковь, мы делаем шаг на Небесные высоты. Мы готовимся к брани, чтобы сокрушить демонов и прегрешения, и одновременно видим, что грех все еще владеет нашей душой, плотью и сердцем. При входе в церковь эта плоть становится одесную Отца, и Христос указывает нам на Небесного Отца. Это таинство из раза в раз открывается в Церкви.

Ангелы приходят для того, чтобы служить, – и святые видели ангелов
Ангелы приходят для того, чтобы служить нам, как прислуживают алтарники, которые держат перед собой выносные подсвечники или разжигают кадило. Это есть дело ангелов. Они готовят для нас все, чтобы в один прекрасный день трапеза нашего спасения была завершенной. Господь служит нам через ангелов. Ангелы предшествуют, открывают нам путь, и мы берем фимиам, чтобы воскурять его перед ангелами, потому что они нам служили, а затем мы кадим и святым, и всему, что находится внутри храма.

2. Монастырь Симонопетра на Афоне.jpg
Монастырь Симонопетра на Афоне
Вспомните: когда святой Спиридон произносил: «Мир всем», то ему отвечали ангелы: «И духови твоему». Святые отцы имели такие откровения и видения, которые не перестают случаться и до сего дня. А за спиной преподобного Сергия Радонежского в час Божественной литургии всегда стоял ангел. Один раз во время Евхаристии двое учеников святого увидели, что их не трое, но четверо. Стали вглядываться – четвертый исчез. Кто же это был? Увидев его впервые, они спросили: «Нас четверо. Как же это так?» – «Тише, – отвечал им Сергий, – я вам потом объясню. Это святой ангел, которого мне послал Господь. Он каждый раз приходит и мне прислуживает».

Это величие нашей веры, которое раскрывается в литургии. На великом входе иерей устремляет свой взор к Небесам, и Небеса спускаются на землю. Он управляет херувимами, серафимами, Святой Троицей. Поэтому Бог дает священнику полномочия Христа. Христос невидим, поэтому Его дело творит священник. И иерей в алтаре есть император, который управляет людьми, но прежде всего чинами святых и ангелов. Мы часто устаем, нам тяжело. А святые и ангелы никогда не говорят «нет» священнику Бога, и тем более на литургии.

Наша литургия является великим даром. Никто не достоин этого величия. Никто не может сотворить ничего без Бога. Бог все проводит в жизнь и уже осуществленное вкладывает в наши руки и наше сердце.

Мы призываем на помощь святых, и они приходят. Кого ты любишь, тот тебя посещает. Кого позвал ты? Тот приходит к тебе. Поэтому мы говорим: благодарим Тебя, Господи Боже наш, ибо низвел нам воинства ангелов и нас возвел на Небеса. Мы удостоены предстоять перед Отцом Небесным. Какое блаженство! Какое счастье!

Мы, когда приходим в храм, должны бояться и радоваться, ибо мы обнимаем Бога и Он обнимает нас
Но тут можно подумать: сколь великим, богатым, высоким меня, грешного, делает Бог! «О горе мне, погиб я (Ис. 6: 5), на меня снизошел Господь, и я страшусь умереть», – говорит Исаия. Так должны говорить и мы, когда приходим в храм. Бояться и радоваться. Да трепещут и да ликуют наши сердца, ибо мы обнимаем Бога и Он обнимает нас.

Вы пришли в церковь, на литургию. Оставьте тревогу. Перед нами Бог. Куда бы мы ни обратили свой взор, перед нами Бог. И если мы Его не видим, то это вовсе не значит, что Его нет, но просто наши глаза не привыкли смотреть на Него.

Церковь в конце Божественной литургии возглашает: «Видехом свет истинный». Его видели наши сердца. Мы почувствовали Его в глубине нашей жизни. Если ангелы обращались к Богородице, восходившей на Небо, со словами: «Возьмите врата Ваша, князи», Небесные воеводы, ангелы и архангелы, отворяйте врата, да внидет Царица, то тем более давайте возгласим это Царю Христу с ангелами и архангелами, которые нас видят, любят, защищают: Возмите врата… и внидет Царь славы (Пс. 23: 7).

Да посмотрим мысленно на Царя, Которому мы, грешные, открываем путь и говорим вместе с псалмопевцем: Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас: яко Той есть Бог наш (Пс. 94: 6–7). Давайте раскроем глубины нашего сердца перед Господом, Который здесь, и каждый день будем делать шаг вперед, чтобы постичь все то, что Бог, Избавитель наш, сделал для нас.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ирина   20 мая 2019, 12:05
Христос Воскресе!
Благодарю за проповедь.

Церковь. Для большинства людей церковь - это лишь здание, в котором ходят священники, в ней что-то продают за фиксированную цену, и постоянно чего-то просят, как правило пожертвование - деньги. У людей далеких от Церкви создается впечатление, что церковь (если смотреть на нее как на человека) корыстна, жадна и нищая, ибо без конца побирается. Церковь - притворщица, ибо деньги есть, а сама все время прибедняется, корыстолюбива, ибо четко указано, что сколько стоит, прямо как в бюро услуг. И такое мнение у людей далеких от Церкви, и оно будет таким, пока человек не войдет в Церковную ограду и не станет жить с Богом. Для того, чтобы слова покойного духовника о. Эмилиана стали реальностью (чтобы церковь стала домом родным, а приход и святые - твоей семьей, и Бог - смыслом твоей жизни), нужно не мало поработать над своим сердцем, изменить свое сознание по отношению к земной жизни и вечности, исполнять не поверхностно заповеди Божии, а вникать в них глубоко. Церковь и Господь Бог должны стать не просто приложением к твоей основной жизни, а самой жизнью, и без Нее этой жизни невозможно мыслить и желать другую жизнь. Но, увы! Я - человек привык и стремлюсь к легкости, стараюсь идти по широкому, пространному пути, который как говорит Господь наш Иисус Христос, ведет к погибели (Мф. 07:13).
Литургия. Для каждого воцерковленного человека, который старается жить "по" Богу и "с" Богом, это его личное переживание, его беседа со своим Творцом и Спасителем, его благодарение за все благодеяния оказаны как лично ему, так и всему роду человеческому. Да, на Литургии, Бог становится ближе, осязаемее, но я бы сказала, что не я взошла на Небо, а Небо склонилось к земле. И это величайшее чудо! Не надо много думать, гадать, достаточно побывать на Тайной вечере, и ты поймешь, хотя бы отчасти, что есть Христово смирение, ибо каждый раз, когда священник произносит слова "приимите, ядите: сие есть Тело Мое", то понимаешь, что Сам Господь тебя приглашает на Свою трапезу, что ты сейчас, здесь, в одной горнице, за одним столом вместе с апостолами и со всеми, кто жил Господом и приобщался Его пречистых Тайн, и с теми, кто от века угодил Ему, от Адама и Евы до новомучеников и исповедников, со всеми ныне живущих и находящихся в Церкви на Его вечери, со всеми, кто еще вне Его Церкви, но которые должны войти, со всеми кто еще не родился, но будут верными чадами Церкви, со всеми верными - одно целое. Бог снисшел к Своему падшему созданию и Он же возвел его на Небо в Свое Царствие. И это величайшая, непостижимая любовь и смирение Бога.
Духовный (Ангельский) невидимый мир и земной вещественный, здесь на Таинстве Евхаристии становятся едины и осязаемо и все это через Господа Иисуса Христа - Богочеловека, вторую Ипостась. Небо - это Господь Бог – через Единородного Сына, и земля – Он же, но как Человек, и совершает Таинство через Своего служителя - иерея. Хлеб и вино – это материя, но то видимое, подобно пшеничному зерну, а внутри сокрыто невидимое и оно-то и составляет главное. Ибо упадет голое зерно в землю и то, что сокрыто прорастет и станет видимым, так и принимая вещественное тело, раскрывается в сердце моем и вот Он – весь Бог. И для материи свое тело и Жизнь от Его Тела и Крови, и для души – Своя – Животворящий Дух.
Но соединяясь с Господом Богом, хорошо бы помнить, что и предатель Иуда, тоже был на Вечери и тоже причастился Его Тела и Крови, и диавол вошел в него… "Один из вас предаст меня", - говорит Господь и слышится "Не я ли, Господи?" (Мф. 26:21-22). Спросил Его также и тот, кто знал о ком Он говорит.
"Не я ли, Господи, предаю Тебя?" – стоит каждому спросить себя, не лукаво жить и отвечать на вопрос и уверенно, что живу право и благочестно, дерзко подходить к Чаше Господне и брать с Его рук, через иерея - хлеб и вино – Тело и Кровь Его. Конец лукавого Иуды известно, и где душа его тоже, а как я окончу свою земную жизнь неизвестно, и где будет моя душа не знаю. Смотри и бойся, смотри и бди, смотри и учись! И живя с Богом, не искушай Господа Бога твоего.

Помоги нам Господи.

Помяни, Господи раба Твоего архимандрита Эмилиана во Царствии Твоем, и сотвори ему вечную память.
Людмила   15 мая 2019, 16:05
Упокой, Господи, душу новопреставленного  архимандрита Эмилиана. Благодарю за проповедь его о Божественной Литургии.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить