Сретенский Месяцеслов

Четверг, 2 мая
19 апреля ст. ст.

Страстная седмица. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.
Пост

Великий Четверток

Блаженной Матроны
Московской

Святые дня
Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блж. Матроны Московской (1952). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (IX). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Прп. Никифора игумена. Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. – Лк., 108 зач. (от полу), XXII, 1–39. Лит. – 1 Кор., 149 зач., XI, 23–32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1–20. Ин., 44 зач., XIII, 3–17. Мф., 108 зач. (от полу), XXVI, 21–39. Лк., 109 зач., XXII, 43–45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 – XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1–11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12–17.

Обычно в четверг вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Обычно в четверг вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия св. Василия Великого. Литургия св. Василия Великого.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК

Среди дней Страстной седмицы Великий Четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками – апостолами. На Тайной Вечере Спасителем было установлено главное Таинство нашей веры – таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.

Без Причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.

Тайная Вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырехсот лет.

Как и многие другие события ветхозаветной истории, праздник иудейской пасхи имел прооразовательное значение. Он готовил людей к принятию истинной Пасхи, истинного спасения от рабства греху и смерти. Такое спасение должен был принести людям Сын Божий – Новозаветный Пасхальный Агнец, закланный за грехи мира. Так велико и глубоко было падение людей, что только Сам Бог, добровольно приняв на Себя падшую человеческую природу, мог спасти человека.

В день опресноков, когда по закону ветхозаветному должно было заклать и вкушать пасхального агнца и когда «прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу» (Ин. 13: 1). Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал своих учеников Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить пасху, которую, как сень законную, имел Он заменить Пасхой новой – самим Телом и Кровью Своей. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в велию постлану горницу одного иерусалимлянина (Мк. 14: 12–17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира этого, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, восстав от Вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: «Весте ли, что сотворих вам? Аще убо Аз умых ваши нозе Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите». «Господь касался ног апостольских, – говорит преподобный Нил, подвижник и писатель 5 века, – дабы укрепить земные и слабые ноги, имевшие пройти всю подсолнечную. Великий Врач брался за пяту, на которую вначале изречен был суд, дабы не дать воздействовать яду духовного змия. Посему пята, укрепленная прикосновением рук Господних, попрала сатану, некогда соблазнившего прародителей. Почему Господь Иисус Христос и говорил: "Се, даю вам власть наступати на змию, на скорпию и на всю силу вражию" (Лк. 10: 19). А пророк Исайя сказал: "Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая" (Ис. 52: 7). Апостолы Христовы, прошед весь мир, действительно всюду попирали силу вражию».

Церковь не только словесно воспоминает омовение ног апостольских, но и по примеру Господа и Учителя совершает при богослужении в Четверток особенный обряд священного умовения ног пресвитеров святителем, по Литургии, при чтении Евангелия об омовении ног. Это евангельское действие, величественно проповедующее высоту христианского смирения, сохраняется в Православной Церкви с древних времен. Поскольку Сам Господь заповедал апостолам творить омовение ног так же, как Он сотворил, то нет сомнения, что оно началось при апостолах, первых и ревностнейших исполнителях заповедей Господних. На обряд омовения ног в 4 веке указывает блаженный Августин. В день омовения ног древле омывались также оглашенные, всенародно засвидетельствовавшие перед епископом или пресвитером веру свою прочтением Символа веры наизусть и готовившиеся принять таинственное омовение Крещением в ночь перед Святой Пасхой.

По омовении ног Иисус Христос совершил пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство Святейшей Евхаристии. Установление таинства Святого Причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий Четверток.

Таинство Святого Причащения, установленное Господом перед Его страданиями и смертью, с первых времен до сих пор непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской по заповеди Иисуса Христа: «Сие творите в Мое воспоминание». Как Моисей сказал: «Сие да будет памятно для вас вечно» (Исх. 12: 14), так и Христос глаголал: «Сие творите в Мое воспоминание до того времени, как Я приду». Сколь многие ныне говорят: «Желал бы я видеть лице Христа, образ, одежду!» Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Если иудеи вкушали агнца с готовностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Ибо не малое предлежит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается бескровной жертвой? Сколь чище всех лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен? Какой наслаждаешься трапезой? На что с трепетом взирают ангелы по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю: «Пастырь»?! Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел сего. Он питает нас собственною Кровью и чрез сие соединяет нас с Собою. С каждым верующим Он соединяется посредством Тайн и Сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и сим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть.

Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, тот да удалится. Трапеза не допускает тех, которые не из числа учеников. Ибо Христос говорит: «Сотворю Пасху со ученики Моими» (Мф. 26: 18). «Немалое наказание ожидает вас, –говорит святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к священнослужителям, – если вы, признавши кого-либо нечестивым, позволите причаститься сей трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, не убойся. Убойся Бога, а не человека: если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен, а если убоишься Бога, то и от людей будешь почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне, я не позволю сию дерзость. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного, скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно».

На Вечере Господь определенно предрек ученикам, что один из них предаст Его и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и, обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебе вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его. Была уже ночь (Ин. 13: 1–30). Прекратив спор апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании, но болий в них да будет, яко мний: и старей, яко служай, и предсказав апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Христа и свое явление им по воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский, на гору Елеонскую (Лк. 22: 24–28; Мф. 26: 30–35). Здесь начались Его страдания, сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь сказал ученикам: «Сидите ту, дондеже шед помолюся тамо», и, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время преображения, начал ужасатися и тужити: «Прискорбна душа Моя до смерти». «Будите зде и бдите», – говорил ученикам своим Богочеловек. Отойдя от них на вержение камене, Он преклонил главу и колена и молился до кровавого пота, как Человек, чувствуя чашу страданий и совершенно предаваясь воле Бога Отца. Иисусу Христу явился ангел с небес и укреплял Его. Во время молитвы Своей Господь троекратно подходил к ученикам своим и говорил им: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть, дух бо бодр, плот же немощна». Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом: «беста бо им очи отяготене».

Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести самые страдания и смерть. Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером перед Своими страданиями и смертью и в то же время внушениями скорбевшим апостолам: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть, дух бо бодр, плоть же немощна».

Около полуночи приходит в сад предатель со множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним навстречу и словами: «Аз семь», которыми Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть (Мф. 26: 36–56; Мк. 14: 32–46; Лк. 22: 38–53). Так Господь, являвший в продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законами естества, словом «Аз есмь» повергший на землю предателя с народом, имевший во власти своей легионы ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников!

Наконец, и предательство на страдания, и смерть Иисуса Христа Церковь воспоминает в Великий Четверток.

На утрене в Великий Четверток Церковь благовествует о Тайной Вечере Господа с учениками (Лк. 22: 1–39). На первом часе произносит пророчество Иеремии о его страданиях и в лице его о страданиях Спасителя (Иер. 11: 18–23; 12: 1–6). На Литургии святителя Василия Великого благовествует словами евангелистов (Мф. 26: 2–20; Ин. 13: 3–17; Мф. 26: 21–39; Лк. 22: 43–45; Мф. 26: 40–27: 2) о событиях Великой Среды, Великого Четверга и частью Великой Пятницы, а именно о страданиях у первосвященников Анны и Каиафы.

По традиции в Русской Православной Церкви Ее Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освящает в Великий Четверг миро – оливковое масло с примесью разных ароматов, – которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освященное миро рассылается по епархиям и приходам. Святое миро используется в таинстве Миропомазания. Оно совершается над человеком один раз в жизни сразу после таинства Крещения, через Миропомазание новокрещенный обретает полноту даров благодати Святого Духа.


ЖИТИЕ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ

Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881-м году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено в двадцати километрах от знаменитого Куликова поля. Родители ее – Дмитрий и Наталья, крестьяне – были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев – Иван и Михаил – и две сестры – Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.

При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать, прежде всего, лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей.

Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина, в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталье во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют.

Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное». При Крещении девочка была названа Матроной – в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября.

О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при Крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал родственник блаженной – Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при Крещении.

Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно только что скончался.

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца – на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.

С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим.

В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург и другие города и святые места России.

До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России».

Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после Причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого – такова была воля Божия».

До конца своих дней она была «сидячей». И сидение ее – в разных домах и квартирах, где она находила приют, – продолжалось еще 50 лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

Для церкви Успения Божией Матери в селе Себино по настоянию Матроны (которая уже приобрела известность в округе и просьба которой воспринималась как благословение) была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Вот как это произошло.

Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших».

Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась – чем же платить за нее? Потом Матрона говорит матери: «Мама, мне все снится икона ‟Взыскание погибших”. Божия Матерь к нам в церковь просится».

Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат – одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».

Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестным. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?» Художник ответил утвердительно и начал писать.

Прошло много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах» (духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает.

Потом он снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной». С этой иконой святая Матрона не расставалась всю жизнь, а для храма она заказала другую икону (эта икона сейчас находится в Успенском мужском монастыре г. Новомосковска Тульской области).

В 1925-м году Матрона переехала в Москву, в которой прожила до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению.

Это был новый период ее подвижнической жизни. Она становится бездомной странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. Начались скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам.

Жила Матрона до войны на Ульяновской улице, у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи, пока он был на свободе. Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке.

Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.

Много раз Матрону хотели арестовать. Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти ее до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти».

В начале 1941 года блаженная предсказывала: «Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо».

Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках.

Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчество оправдалось.

Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби.

До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» – «Боюсь».

2 мая 1952 года святая старица почила. Еще перед смертью блаженная сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка – так ласково называют ее многие. Она так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.

Вечером 8 марта 1998 года, в неделю Торжества Православия, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки блаженной старицы Матроны. Теперь мощи святой находятся в Покровском женском монастыре, что у Абельмановской заставы.


Тропарь блаженной Матроне Московской. Глас 4.
Земли Тульския прозябение,/ града Москвы ангелоподобная воительнице/ блаженная старице Матроно./ От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая./ Но от Бога щедро духовное зрение приявшая,/ прозорливице и молитвеннице./ Наипаче дар исцеления болезней стяжавшая./ Помогай всем с верою к тебе притекающим и просящим в болезнех душевных и телесных,// радосте наша.
Кондак блаженной Матроне Московской. Глас 7.
К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Тем же, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.