Преподобный Даниил Переяславский. Кротость и простота

20 апреля Церковь чтит память преподобного Даниила Переяславского – великого странноприимца, основателя Свято-Троицкого Данилова монастыря, крестного отца Иоанна IV Грозного. Пример этого малоизвестного русского святого учит нас милосердию и неравнодушному отношению к тем, кому не от кого ждать помощи.

Преподобный Даниил, в миру Димитрий, родился около 1460 года в Переяславле-Залесском от благочестивых родителей Константина и Феодосии. С ранних лет мальчик отличался любовью к церковной службе и духовным книгам, а также живым интересом к иноческим подвигам. Однажды он прочитал, что истинные подвижники мало заботятся о своем теле и потому не моются в бане. Чуткий, восприимчивый ребенок со всей решительностью последовал их примеру.

1.jpg
Прп. Даниил Переяславский. Фреска на столпе Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова монастыря

В другой раз, узнав из жития преподобного Симеона Столпника, что святой обвил себя веревкой, а поверх надел власяницу, чтобы томить свою грешную плоть, мальчик решил последовать и этому примеру. Он нашел волосяную веревку и незаметно для других обвил себя ею. Со временем веревка начала врастать в его тело и причиняла сильную боль, Димитрий стал хиреть и с трудом передвигался. Родители недоумевали о причине такого недомогания, пока однажды ночью случайно не увидели на спящем сыне вросшую в тело веревку. В изумлении они спросили его, зачем он подверг себя таким мучениям. Мальчик, желая скрыть свой подвиг, ответил: «От неразумия своего я сделал это. Простите меня!»

Когда Димитрий выучился грамоте, родители отправили его для продолжения образования и усвоения добрых обычаев к их родственнику Ионе, игумену Никитского Переяславского монастыря. Жизнь в обители и пример добродетельного наставника так сильно подействовали на отрока, что он окончательно утвердился в намерении вступить на монашеский путь. Он тайно покинул город и отправился в Пафнутьево-Боровскую обитель, где принял монашеский постриг.

Он был наречен Даниилом и отдан под начало старцу Левкию, известному своей богоугодной жизнью. Под его руководством Даниил провел десять лет, научаясь соблюдению иноческих правил, смиренномудрию и послушанию. По прошествии этого времени старец пожелал уединенной жизни и удалился из обители. После его ухода Даниил пробыл в Пафнутьевом монастыре еще два года: он отдавался иноческим подвигам со всем пылом молодой души, проводил время в посте и молитве, хранил душевную и телесную чистоту и заслужил любовь и уважение всей братии. Они даже хотели, чтобы он стал преемником преподобного Пафнутия и возглавил Боровскую обитель.

Он отдавался иноческим подвигам со всем пылом молодой души, проводил время в посте и молитве, хранил душевную и телесную чистоту

Но молодой подвижник, спасаясь от соблазна начальствования и подражая примеру своего старца, удалился из монастыря и вернулся в родной Переяславль. Он поступил в Горицкий Успенский монастырь, где был рукоположен во иеромонаха. Всего себя Даниил посвятил этому новому ответственному служению: нередко он проводил в молитве целые ночи, а в течение первого года ежедневно совершал Божественную литургию. Своей строгой и богоугодной жизнью подвижник привлек всеобщее внимание: за молитвой и советом к нему стали приходить не только насельники Горицкой обители, но и жители окрестных селений. Но более всего преподобный Даниил прославился добродетелями нищелюбия и странноприимства.

Когда в монастырь приходили странники, он по заповеди Господней неизменно принимал их и покоил, а также спрашивал: нет ли кого, брошенного на пути, замерзшего или убитого разбойниками? Узнав, что таковые беспризорные люди есть, ночью преподобный тайно выходил из обители, подбирал их и на своих плечах относил в скудельницу, которая находилась недалеко от Горицкого монастыря. Скудельница (Божий дом, божедомка) – это старинное название общей могилы или кладбища для погребения странников и нищих. Это название произошло от евангельского рассказа о том, как первосвященники, получив от Иуды обратно 30 сребреников, «цену крови» Господа нашего Иисуса Христа, купили на них «село скудельниче в погребение странным» (Мф. 27: 6–8). В такое место преподобный Даниил приносил умерших странников, отпевал их, хоронил, а затем постоянно поминал в своих молитвах.

Однажды в Горицкий монастырь пришел безвестный странник. Никто ничего не знал о нем, и сам он ничего не говорил, кроме одного-единственного слова «дядюшка». Преподобный Даниил очень привязался к этому человеку и часто давал ему приют в своей келии. Но вскоре странник умер, и преподобный очень горевал о нем. Он сокрушался, что не смог даже узнать имени этого человека, чтобы поминать в своих молитвах, и очень хотел похоронить его в монастыре, около храма. Но это было невозможно. С болью в сердце преподобный отнес странника в скудельницу и там похоронил. Еще долго он вспоминал этого человека, а иногда, выходя после молитвы из келии и глядя в сторону скудельниц, он видел исходящий от них свет, словно от множества пылающих свечей. Преподобный дивился этому явлению и размышлял: «Сколько среди погребенных там угодников Божиих? Их недостоин весь мир и мы, грешные; их не только презирают, но и унижают; по отшествии из мира их не погребают у святых церквей, не совершают по ним поминок, но Бог не оставляет их, а еще больше прославляет. Что бы такое устроить для них?»

2.jpg
Горицкий Успенский монастырь. fotokto.ru

И Бог внушил преподобному Даниилу мысль устроить церковь на месте, где виднелся свет, и поставить при ней священника, чтобы он совершал Божественную литургию и поминал души покоящихся в скудельницах, и прежде других – неведомого странника. Много размышлял об этом преподобный, но никому не открывал своих намерений, говоря себе: «Если это угодно Богу, Он сотворит по воле Своей».

Так прошло три года, в течение которых преподобный Даниил слезно молился ко Господу. И Господь внял его молитве. В то время недалеко от Переяславля, в своем родовом имении, поселились бояре Иоанн и Василий Челяднины. Им, прежде приближенным к великому князю Василию III, пришлось покинуть столицу и осесть в глуши, потому что они попали в немилость. Они всячески старались вернуть расположение великого князя, но все усилия были тщетны.

Тогда, услышав о местном подвижнике иеромонахе Данииле, братья пригласили его совершить Божественную литургию в их приходской церкви. Когда преподобный пришел и только начал совершать богослужение, от великого князя приехал посол с сообщением: опала с бояр снята, им велено срочно возвращаться на службу. Челяднины объяснили это себе силой молитв преподобного Даниила. Они пали к его ногам и говорили: «Как мы отплатим тебе, отец, за то, что твоими молитвами Господь любвеобильно смягчил царское сердце и показал милость на нас, рабах Своих?» «Я самый худой и грешный из всех людей, и за что вы меня чтите? – отвечал им преподобный. – Больше всего почитайте Бога, соблюдайте Его заповеди и делайте угодное перед очами Его; души свои очищайте покаянием, никому не делайте зла, имейте со всеми любовь, творите милостыню и служите великому князю верой и правдой. Так обретете счастье во временной сей жизни, а в будущем веке – бесконечный покой».

Больше всего почитайте Бога, соблюдайте Его заповеди и делайте угодное перед очами Его

Но все же преподобный открыл им свою заветную мечту об устроении храма на месте погребения странников. Благодарные братья Челяднины пообещали ходатайствовать об этом перед великим князем. Василий III, выслушав просьбу, похвалил ревность Даниила и приказал дать подвижнику храмозданную грамоту, а также милостыню на построение церкви.

Преподобный хотел построить над скудельницами только одну церковь, но многие, слышавшие о строительстве храма на божедомье, приходили к преподобному Даниилу и с его благословения ставили рядом свои келии и принимали монашеский постриг. Так Господь в 1508 году устроил над скудельницами целый монастырь. Преподобный Даниил избрал игумена, призвал двух священников, диакона, пономаря и просфорника, и в обители началось ежедневное совершение Божественной литургии. У скудельниц преподобный поставил высокие кресты, и у их подножия часто совершались панихиды. Подвижник регулярно навещал основанный им монастырь, но по-прежнему жил в Горицах, бегая начальствования и славы.

Великий князь Василий III часто навещал молодую обитель и оказывал ей всевозможную поддержку. Однажды, когда преподобный Даниил прожил в Горицком монастыре уже около 30 лет, великий князь снова прибыл в Переяславль. Стоя на вечерней службе в Горицах, он услышал, что на ектениях поминают настоятеля Иова, и сказал преподобному Даниилу: «С этой поры иди на житие в свой монастырь и вели поминать на ектениях себя; устрой в обители общежитие, а о том, что для него нужно, не печалься: я позабочусь об этом».

3.jpg
Великий князь Василий III

В следующий раз великий князь Василий с супругой Еленой посетил обитель преподобного Даниила в 1528 году на пути в Кирилло-Белозерский монастырь и другие святые места для молитвы о даровании наследника. В память своего пребывания в обители великий князь приказал поставить каменную церковь во имя Святой Троицы. Однако построена она была позже – уже в честь рождения долгожданного наследника, Иоанна IV, а преподобный Даниил стал крестным отцом ребенка. Вместе с Троицким храмом была выстроена каменная трапезная в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.

После того как преподобный Даниил стал восприемником наследника престола, любопытные люди стали приходить в обитель, чтобы посмотреть на царского кума. И они всегда находили его то вычищающим сор из хлева, то своими руками строящим братские келии и отхожие места. И все дивились кротости и простоте старца, а также его великому трудолюбию. И хотя преподобный уже достиг лет преклонных, он с прежней ревностью продолжал свои подвиги.

И все дивились кротости и простоте старца, а также его великому трудолюбию

Однажды преподобный Даниил с братией обходил обитель и увидел у монастырской ограды трех очень больных калек. Даниил сказал одному из монахов: «Возьми этих трех мужчин в свою келию и позаботься о них; Господь послал их для нашей пользы». Их взяли в монастырь и упокоили. Затем многие из горожан, зная милосердие Даниила, стали приносить к стенам его обители тяжелоболящих. Таких недужных их родные часто подбрасывали тайно, не имея возможности кормить их и ухаживать за ними. Преподобный с радостью принимал страдальцев в монастырь, заботился о них, покоил и врачевал их, утешал душеполезными словами. Некоторые из них, выздоровев, возвращались к родным, многие же оставались в обители.

Годы стали брать свое, и телесная крепость оставила Даниила. Над ним, считая его умирающим, совершили чин пострижения в схиму, но преподобный прожил в ангельском образе еще несколько лет. Предчувствуя приближение кончины, он причастился Святых Христовых Таин и с миром отошел ко Господу 7 апреля 1540 года.

4.jpg
Рака с мощами прп. Даниила. sudogda.ru

Весть о кончине великого подвижника быстро разнеслась по окрестностям, и на его погребение сошлись архимандриты, игумены, бояре, монахи, священники и крестьяне из Переяславля и всех близлежащих сел. Преподобного Даниила торжественно погребли у храма Святой Троицы. В 1652 году состоялось открытие его честных мощей, и он был прославлен в лике святых как преподобный. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

Свято-Троицкий Данилов монастырь серьезно пострадал в Смутное время, но был заново отстроен во второй половине XVII века на средства бояр Барятинских. В 1923 году монастырь был упразднен.

В 1995 году началось его восстановление. Бросим беглый взгляд на обитель в настоящее время: она окружена высокой каменной стеной; с западной стороны в нее ведут Святые ворота с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1889 г.). Напротив высится соборный храм во имя Святой Троицы, построенный при жизни преподобного Даниила (1532 г.). Троицкий собор Данилова монастыря славится своими фресками с сюжетами из Апокалипсиса, созданными в 1662–1668 годах артелью известного костромского иконописца Гурия Никитина. Фрески Троицкого собора считаются одним из самых значительных произведений костромской школы второй половины XVII века. При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива» в 2023 году был создан виртуальный путеводитель по фрескам Троицкого собора Данилова монастыря. Пользуясь этим путеводителем, все желающие смогут погрузиться в мир книги Откровения Иоанна Богослова и лучше узнать историческую эпоху, ставшую причиной появления этих росписей.

5.jpeg
Свято-Троицкий Данилов монастырь. deadokey.livejornal.com

К северной стене Троицкого храма примыкает придельный храм во имя преподобного Даниила, построенный вскоре после открытия его мощей. В арке, соединяющей эти храмы, покоятся мощи преподобного Даниила. К северо-западному углу Даниловского храма примыкает шатровая колокольня XVII века. К югу от Троицкого храма высится величественный храм Похвалы Пресвятой Богородицы (1696 г.) с трапезной и бывшими настоятельскими покоями. К востоку от Даниловского храма находится храм во имя Всех Святых, первоначально построенный еще преподобным Даниилом и перестроенный в камне в конце XVII столетия.

Сегодня в Свято-Троицком Даниловом монастыре дружное монашеское братство во главе с игуменом Пантелеимоном (Королёвым). При монастыре действует Благотворительная кладовая, где нуждающиеся могут получить одежду и обувь, а также добровольческая служба помощи «Божеделье». На организацию «Божеделья» настоятеля монастыря игумена Пантелеимона вдохновили пример и наставления преподобного Даниила Переяславского:

– Основатель нашего монастыря уделял много сил и внимания заботе о нищих и, отходя в Царство Небесное, оставил завет помогать сирым и убогим. Мы старались этот завет исполнять, выдавать одежду и продукты тем, кто в этом нуждается, но людям нужна и другая помощь, на которую не хватало рук и времени. Вдобавок, рассказывая про фрески нашего Троицкого собора, я люблю приводить цитату о Страшном Суде из Евангелия от Матфея: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 34–36). Эти слова для меня самого каждый раз являются сильным обличением, и они стали дополнительным вдохновением для создания службы помощи, в работе которой и я по мере сил постараюсь принимать деятельное участие.

Пусть эти слова Спасителя и пример преподобного Даниила Переяславского вдохновляют и нас творить добрые дела, «доколе есть время» (Гал. 6: 10).

Галина Бурдина 19 апреля 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить